МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШИИ

просмотров: 3817Кондратьев Михаил Григорьевич

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШИИ

Если окинуть взором историю музыкального искусства последних ста лет, то следует признать, что Чувашия имеет несомненные достижения. Созданы композиторское и музыкально-исполнительское искусства, сформирована система музыкального и музыкально-педагогического образования. Можно немало рассказывать и о самых новейших успехах тех или иных композиторов, музыковедов, исполнителей, а также учеников и учителей, об «инновационных» проектах, программах, музыкантах-«учителях года», лауреатах республиканских, российских и международных конкурсов и т.д.

Но я вижу свою задачу не в отчётах об успехах и достижениях. Достаточно полно они отражены в книге «Музыкальное образование в культуре Чувашии. Посвящается В.М. Кривоносову (1904–1941)» (Чебоксары, 2007. 234 с.)

Одна из российских традиций и проблем музыкального образования, унаследованных от советского времени – расчлененность по разным ведомствам. Музыкальное образование в советское время четко структурировалось как, с одной стороны, общее (предполагается достаточным для любителей) и, с другой, специальное, нацеленное на подготовку будущих профессионалов, проводимых через три звена: начальное (школа), среднее (училище), высшее (консерватория).

Общее образование было подведомственно Министерству образования, он давалось во всех общеобразовательных школах в виде занятий пением. Специальное же – Министерству культуры. Такое расчленение позволило советским музыкантам-профессионалам занять высокие позиции в мировой художественной культуре. (Например, Чувашия дала стране десятки музыкантов и певцов, отличившихся на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.)

По другому развивалось общее музыкальное образование. Известно, что в школах Казанской губернии оно стало обязательным с первой половины XVIII века – в так называемых «новокрещенских школах», потом в сменивших их начальных народных училищах. А в 1786 г. в Свияжске открылась и специальная «Школа нотного пения». В Чувашии на основе дореволюционных наработок (в частности, музыкально-театральных традиций яковлевской школы в Симбирске) в ХХ веке достаточно успешно развивалось общее музыкально-педагогическое (учительское) образование, в педучилищах с 1920-го г., а с 1964 года — на музпедфакультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – первом высшем учебном заведении, где преподавалась музыка и музыкальная педагогика. Однако в общем образовании престиж музыкальных занятий сильно понизился, поскольку они были освобождены от важных общественно-идеологических функций (например, такую роль в своё время играл Закон Божий). Да и петь школьники стали меньше – с тех пор как уроки пения превратились (по Д.Б. Кабалевскому) в «уроки музыки». Совместные акции, начинания и проекты музыкантов разных ведомств в силу несовместимости многих понятий и критериев оценок в советское время стали практически невозможными и не предпринимались в течение многих десятилетий.